ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ

Список учебных заведений для особенных детей

Важную роль в социализации инвалидов играет профориентация. Это связано с тем, что круг доступных профессий для многих инвалидов ограничен как по объективным показателям, так и юридически (профессиональные ограничения входят в состав индивидуальной программы реабилитации), таким образом необходим поиски профессии, которая позволяет реализоваться в рамках этих ограничений. 

 Кроме того, работодатели часто рассматривают инвалидов как работников второго сорта, стараются не брать их на работу или увольнять в первую очередь. Таким образом инвалид должен демонстрировать достаточно высокий уровень профессиональных навыков, чтобы компенсировать и преодолевать это предвзятое отношение. 

 Наконец, у молодых инвалидов часто не сформировано представление о своих собственных реальных возможностях, что приводят к разного рода необоснованным ожиданиям.

 Профориентация включает в себя три основных момента. 

 С одной стороны — это оценка способностей (то есть врожденных качеств, облегчающих формирование умений и навыков) и приобретенных навыков человека, определение того, овладению какой именно профессией эти навыки могут помочь. У инвалида сюда естественным образом добавляется оценка имеющихся ограничений здоровья, мешающих формированию определенных навыков. (При этом следует понимать, что отсутствие способностей и даже сильные органические ограничения могут быть преодолены и скомпенсированы. Академик Лев Семенович Понтрягин успешно занимался, в том числе, геометрическими проблемами, будучи полностью слепым с ранней юности. Однако для такой компенсации требуется сложная тренировка, к которой инвалид должен быть морально готов.)

 С другой стороны — это оценка склонностей и мотиваций. Даже при наличии известных способностей и возможностей работа может не приносить никакого удовольствия и даже быть психологически неприятной. Понятно, что человек, который ненавидит собственную работу с большой вероятностью не достигнет никаких выдающихся результатов, а вполне возможно доведет себя до психического или психосоматического расстройства.

 Наконец, сюда входит информирование о различных профессиях и состояни рынка труда. Это позволяет расширить выбор, так как люди (особенно молодые) часто не представляют многие доступные им варианты и оградить их от необдуманного выбора профессий, где проявляется перепроизводство специалистов (типа ставшего притчей во языцах перепроизводства юристов и экономистов).

  Важную роль в социализации инвалидов играет профориентация. Это связано с тем, что круг доступных профессий для многих инвалидов ограничен как по объективным показателям, так и юридически (профессиональные ограничения входят в состав индивидуальной программы реабилитации), таким образом необходим поиски профессии, которая позволяет реализоваться в рамках этих ограничений. 

 Кроме того, работодатели часто рассматривают инвалидов как работников второго сорта, стараются не брать их на работу или увольнять в первую очередь. Таким образом инвалид должен демонстрировать достаточно высокий уровень профессиональных навыков, чтобы компенсировать и преодолевать это предвзятое отношение. 

 Наконец, у молодых инвалидов часто не сформировано представление о своих собственных реальных возможностях, что приводят к разного рода необоснованным ожиданиям.